???????????? ??????

Как выбрать экран для проектора?

Первое, что необходимо помнить при выборе средства отображения – экран и проектор должны работать в связке. Именно совокупность свойств и настроек пары «экран + проектор» обеспечивают наилучшее качество изображения, поэтому для каждой конкретной задачи лучше производить подбор обоих устройств одновременно. В случае же, если Вам требуется только аренда проекционного экрана, данная статья поможет Вам сделать рациональный и осознанный выбор.

Выбор проекционного экрана – процесс, к которому следует подходить со всей серьезностью. От правильного выбора средства отображения зависит не только качество картинки, которую Вы получите на выходе, но и успех всего мероприятия в целом. Участники конференции не должны испытывать дискомфорт в попытках разглядеть информацию на слишком маленьком или слишком засвеченном экране. Установленный на выставочном стенде или в торговой точке экран может свести на нет все Ваши затраты, если Ваши посетители не могут рассмотреть информацию, или если картинка недостаточна ярка и не цепляет взгляд.

Существует множество различных типов проекционных экранов, каждый из которых может послужить наилучшим решением конкретной задачи.

Необходимо учитывать, что иногда особенности помещения таковы, что использование стандартного белого проекционного экрана нецелесообразно из-за невозможности обеспечить надлежащее качество картинки (к примеру, уровень внешнего освещения в зале слишком высок, и мощности проектора не хватает для создания достаточно контрастного изображения). Или же Вы хотите быть уверены в том, что Ваша рекламная информация не останется незамеченной потенциальными клиентами/посетителями выставочного стенда.

В этих случаях Вам следует обратить внимание на проекционные экраны с особыми свойствами, с помощью которых подобные проблемы легко решаются. Например, профессиональный немецкий экран DNP Supernova высокой контрастности. Это экран фронтальной проекции для помещений с высоким уровнем внешнего освещения с уникальным технологичным полотном, усиливающим световой поток от проектора системой линз.

См. также -> «Как выбрать проектор?»

 

Выбор экрана для проектора зависит от ряда условий:

I. Параметры помещения и размер экрана

Экран оптимально подбирать с таким расчетом, чтобы любой присутствующий в помещении человек мог достаточно комфортно разбирать тексты и изображения на экране. Для расчета размера экранного полотна рекомендуется руководствоваться тремя основными правилами:

  • Высота экрана должна быть не менее 1/6 расстояния до последнего ряда кресел в зале
  • Расстояние от пола до нижней кромки экрана должна быть не менее 125 см
  • Первый ряд зрительских мест должен находиться на расстоянии, как минимум вдвое превышающем высоту экрана

Высота экрана и расстояние до него


Эти параметры обеспечат оптимальный уровень комфорта для зрителей вне зависимости от того, в каком конце помещения они находятся. При этом нужно помнить, что универсальная зона комфортного наблюдения составляет от 2 до 5 высот экрана. При отображении видео стандартного качества можно расширить границы до 8 высот, а при отображении графики высокого разрешения (CAD-чертежи, SCADA-приложения), напротив, уменьшить максимум до 3-4 высот экрана. В помещениях с низкими потолками при определенной расстановке кресел нижнюю кромку экрана можно опустить, но не ниже чем на расстояние 60 см от пола.

II. Уровень освещенности

При выборе экрана нужно помнить о том, что критический показатель контраста, при котором изображение на экране становится неразличимым – 5:1. Для комфортного восприятия изображения необходим уровень контраста как минимум 10:1 или 15:1. Опираясь на такие параметры, как световой поток проектора, коэффициент усиления экрана, тип проекции (прямая или обратная) и размер экранного полотна, Вы можете определить тот уровень контраста, который будет иметь картинка.

Необходимо учитывать, что уровень засветки в плоскости экрана должен быть от нескольких десятков до нескольких сотен люкс. Если эти условия выполнить не удается, взамен проекционного экрана рекомендуется применять альтернативные технологии (например, светодиодные табло).

По нормам библиотечного и офисного освещения, уровень освещенности рабочего места должен составлять 250-500 люкс. Комфортный минимум работы – 150 люкс, но даже при таком освещении стандартный белый экран может иметь проблемы с качеством изображения. Что же делать в случае, если уровень внешнего освещения в зале достаточно высок? Решением может послужить экран Supernova, который обеспечивает показатели контраста примерно в 10 раз лучше, чем обычный матовый белый экран.

Пример: Необходимо добиться комфортного уровня контраста 10:1 на обычном экране 100” при уровне освещения в плоскости экрана 600 люкс. Какие варианты решения этой задачи существуют?

Вариант 1. Стандартный экран и два проектора с мощностью светового потока по 9-10 тысяч ANSI люмен каждый. Инсталляция такого решения непроста и неэффективна (при «спарке» двух проекторов теряется до 30% общего светового потока), кроме того аренда таких проекторов – достаточно дорогостоящее мероприятие (в среднем по рынку цена составляет 45-50 тыс.руб./день)

Вариант 2. Стандартный экран и один мощный проектор со световым потоком от 18000 ANSI люмен. Сложность подобного решения в том, что на арендном рынке проекторы подобной мощности практически не представлены по причине исключительной дороговизны (стоимость аренды – около 50-70 тыс./день) и сложности монтажа (вес проектора может составлять свыше 100 кг, вывозить его нужно по частям, потребуется целый штат рабочих для проведения инсталляции). Кроме того, такой проектор отличается высоким уровнем шума.

Вариант 3. Экран DNP Supernova 100” и один проектор мощностью 5 тыс. ANSI люмен. В данном случае этот вариант представляется наиболее предпочтительным по причине наибольшей доступности (аренда готового решения «экран + проектор» обойдется в 25-30 тыс. руб.), простоты инсталляции и гарантированного результата.

III. Мобильность

Удобство перевозки экрана как правило противоречит удобству инсталляции, поэтому необходимо делать осознанный выбор вида экрана исходя из транспортных возможностей и рабочих ресурсов.

  • Простейший экран для быстрых офисных инсталляций – экран рулонного типа на треноге (его может свободно перемещать и устанавливать один человек). Это экран нижнего стоимостного и эстетического решения.
  • Мобильные экраны на основе полимерных полотен и складной металлической рамы – достаточно комфортны для перевозки, кроме того есть возможность с одной и той же рамой использовать полотна различного типа – для прямой и обратной проекции.
  • Экраны постоянного натяжения и экраны на жесткой основе. Наименее удобны для транспортировки – однако с точки зрения качественной инсталляции наиболее предпочтительны.

IV. Требования к формату изображения

Особенности человеческого зрение таковы, что формат 16:9 (16:10) представляет собой примерно то поле зрения, которое свойственно воспринимать человеческому глазу. В результате человек за раз охватывает больше полезной информации, чем с экрана формата 4:3. В силу этих нюансов современные источники информации (компьютеры, ноутбуки) в подавляющем большинстве имеют формат 16:10.

Однако мы исходим из того, что у наших Заказчиков имеются источники различных форматов. Как поступить, если использование сразу нескольких форматов предполагается с одним экраном?

В этом случае рекомендуется отображать картинку формата 4:3 на экране 16:9, чем наоборот. Это эргономичнее, удобнее, и по совокупности свойств представляет собой более универсальное решение. Таким образом, можно добиться «родного» разрешения картинки, точного отображения экранных шрифтов и тонких линий.

16:9 -> 4:3
Исходное изображение:

Формат: 16:9
Разрешение: 1366 х 768 пикселей










В случае, если изображение формата 16:9 выводится на экран формата 4:3 «пиксель в пиксель», как показано на схеме:

- размер изображения уменьшается почти вдвое
+ качество картинки сохраняется
+ изображение становится немного ярче






В случае, если для вывода изображения формата 16:9 используется вся площадь экрана 4:3:

- «родное» разрешение картинки (1366 х 768) изменится до 1024 х 768, что приведет к потере качества изображения.
- края матрицы проектора не будут задействованы, и часть полезного светового потока будет использоваться впустую.

4:3 -> 16:9
Исходное изображение:

Формат: 4:3
Разрешение: 1024 х 768 пикселей










При выведении изображения формата 4:3 на экран формата 16:9:

+ Картинка сохранит «родное» разрешение 1024 х 768.
+ Потери качества изображения не происходит.

Выбирая формат экрана, необходимо также помнить о том, что экраны одинаковых диагоналей, но разных форматов, могут существенно различаться по своим размерам.

Пример: сравнение экрана 100” 16:9 и экрана 100” 4:3


Площадь экрана = 3,2 м2

V. Требования к качеству изображения

Борьба за качество изображения во многом зависит от используемого с экраном проектора (см. статью «Как выбрать проектор?») и складывается из трех основных параметров:

  1. Разрешение
  2. Контраст
  3. Правильность цветопередачи (зависит от правильной настройки проектора и степени изношенности лампы).

VI. Материал экрана

  • Традиционный экран с белой матовой поверхностью и коэффициентом усиления 1. Главное достоинство такого экрана – его универсальность (при соблюдении условий освещенности и т.д. подходит практически для любой инсталляции). При этом он является самым недорогим типом экрана.
  • Окрашенные серые экраны – позволяют поднять показатели контраста (обеспечивают лучший уровень черного) и предпочтительны преимущественно для видеопоказов, но только при возможности сильно ограничить внешнее освещение. При ярком рассеянном свете преимущество серого экрана нивелируется - он имеет коэффициент усиления < 1, из-за чего часть светового потока проектора будет попросту потеряна.
  • Экраны с высоким коэффициентом усиления – обеспечивают более яркое изображение, но нужно иметь в виду, что зона комфортного наблюдения будет гораздо уже по горизонтали, чем при использовании обычного экрана. Использование такого экрана рекомендовано в переговорных комнатах с 0-образным (осевым) расположением рабочих мест.
  • Экранное полотно Supernova. Его главная отличительная особенность - полимерный оптический фильтр специальной конструкции, который эффективно поглощает свет от источников, расположенных произвольно относительно экрана (рассеянный свет). При этом полотно эффективно отражает свет от проектора, правильно размещенного относительно экрана (согласно рекомендациям производителей экрана и проектора). При соблюдении инсталляционных требований, Supernova обеспечивает наилучшие показатели яркости и контраста в освещенных помещениях.

Если после прочтения данной статьи Вы все еще сомневаетесь, какой именно экран предпочесть для Вашей задачи, обратитесь к нам, и наши опытные специалисты помогут Вам подобрать оптимальный вариант для Вашего случая.